Чиллер
Чиллеры – водоохлаждающая
парокомпрессионная холодильная машина.
Холодильная машина предназначена для отбора теплоты у
охлаждаемой среды при низких температурах, при этом отдача теплоты при высоких
температурах является побочным процессом. В составе холодильной машины
несколько функциональных элементов: компрессор (от
Получение искусственного холода базируется на простых физических процессах: испарении, конденсации, сжатии и расширении рабочих веществ. Рабочие вещества, используемые в холодильных агрегатах, называют холодильными агентами. Холодильные машины различаются:
- по конструкции (абсорбционные, со встроенным или выносным конденсатором – конденсаторные и бесконденсаторные);
- типу охлаждения конденсатора (воздушное или водяное);
- схемам подключения;
- наличию теплового насоса.
Преимущества:
- Удобство эксплуатации – круглогодично автоматически поддерживаются заданные параметры в каждом помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- Гибкость
системы — расстояние между чиллером и фанкойлами ограничено только мощностью насоса и может достигать сотен метров; - Экономическое преимущество – сокращаются затраты на эксплуатацию;
- Экологическое преимущество – безвредный холодоноситель;
- Строительное преимущество – гибкость планировки, минимальные затраты полезной площади на размещение холодильной машины, т.к ее можно установить на крыше, техническом этаже зданий, во дворе;
- Акустическое преимущество – малошумное исполнение агрегатов;
- Безопасность – риск залива ограничен за счет применения запорной арматуры.
Чиллеры могут служить нее только источником холодоснабжения, но и в режиме реверсирования холодильного или водяного цикла работать как тепловой насос, что востребовано в холодное время года.
Абсорбционные
Рабочим веществом является раствор из двух, иногда трех компонентов.
Наиболее распространены бинарные растворы из поглотителя (абсорбента) и
хладагента, отвечающие двум главным требованиям к ним: высокая растворимость
хладагента в абсорбенте и значительно более высокая температура кипения
абсорбента по сравнению с хладагентом. Широкое применение получили
растворы
Пар хладагента поступает в конденсатор, где охлаждается и конденсируется, отдавая своё тепло окружающей среде. Далее полученная жидкость дросселируется, в результате чего охлаждается при расширении) и направляется в испаритель, где, испаряясь, отдает своё холод потребителю и следует в абсорбер. Сюда же через дроссель подается абсорбент, из которого в самом начале выкипел хладагент, и поглощает пары хладагента, ведь мы выше обозначили требование их хорошей растворимости. Наконец, насыщенный хладагентом абсорбент насосом перекачивается в генератор, где хладагент снова выкипает.
Основные преимущества абсорбционных чиллеров:
- Идеальное решение для создания тригенерации на предприятии. Тригенерационный комплекс – это комплекс позволяющий на сегодняшний день, максимально снизить себестоимость электроэнергии, горячего водоснабжения, отопления и охлаждения для предприятия за счет использования собственной когенерационной электростанции в связке с абсорбционным чиллером;
- Продолжительный срок службы – в пределах
20 лет, до проведения первого капитального ремонта; - низкая себестоимость вырабатываемого холода, холод вырабатывается почти
бесплатно,
т. к. асборбционные чиллеры просто утилизируют лишнее тепло; - Пониженный уровень шума и вибрации, в результате отсутствия компрессоров с
электромоторами, как
следствие — тихая работа и высокая надежность; - Применение холодильных/нагревающих агрегатов с пламенным газовым генератором прямого действия позволяют отказаться от бойлеров, которые необходимо использовать в обычных установках. Это уменьшает начальную стоимость системы и делает абсорбционные чиллеры конкурентоспособными по сравнению с обычными системами, в которых используются бойлеры и охладители;
- Обеспечение максимальной экономии электроэнергии в периоды пиковых нагрузок. Другими словами не потребляя электроэнергии для производства холода/тепла, абсорбционные чиллеры не перегружают электросети предприятия даже в моменты пиковых нагрузок;
- Имеется возможность объединения в паровые районные системы с эффективной холодильной установкой двойного эффекта;
- Имеется возможность распределения нагрузки в условиях максимальной производительности в режиме охлаждения. Устройство справляется с критической нагрузкой в режиме охлаждения с минимальным расходом электроэнергии за счет применения охладителей с пламенным газовым генератором прямого действия или генератора с паровым нагревом;
- Позволяет использовать аварийные электрогенераторы меньшей мощности, так как потребление энергии у абсорбционных холодильных установок является минимальным, если сравнивать их с электрическими холодильными установками;
- Безопасность для озонового слоя, не содержит хладагентов, разрушающих озон. Охлаждение осуществляется без использования хладагентов, содержащих хлор;
- Снижается до минимума общее воздействие на окружающую среду, так как уменьшено потребление электроэнергии и газа, вызывающих парниковый эффект и как следствие глобальное потепление.
Парокомпрессионные
Далее хладагент следует в конденсатор, где охлаждается (как правило, за счет
окружающей среды) до температуры T3 (~45С), при этом давление в идеале остается
неизменным, реально же падает на десятые доли атм. В процессе охлаждения
хладагент конденсируется и полученная жидкость поступает в дроссель (элемент с
большим гидродинамическим сопротивлением), где очень быстро расширяется. На
выходе получается паро-жидкостная смесь с параметрами P4(~7атм) и T4(~0С),
поступающая в испаритель. Здесь хладагент отдает свой холод обтекающему
испаритель теплоносителю, нагреваясь и испаряясь при постоянном давлении
(реально, оно падет на десятые доли атмосферы). Полученный охлажденный
теплоноситель (Tх~7С) и является конечным продуктом. А хладагент на выходе из
испарителя имеет параметры P1 и T1, с которыми попадает в компрессор. Цикл
замыкается. Движущая
Хладагент и теплоноситель
Особо отметим разделение схожих на первый взгляд
Внутренней установки (выносной конденсатор)
Здесь ситуация практически обратная по сравнению с предыдущим вариантом.
Чиллер состоит из
двух
По типу исполнения конденсатора:
Это самый распространенный вариант. Конденсатор представляет собой трубчато-ребристый теплообменник и охлаждается бесплатным наружным воздухом. Это и дешево и просто в проектировании, монтаже и эксплуатации. Пожалуй, минусом можно назвать лишь большие габариты конденсатора в виду малой плотности воздуха.
Тем не менее, в ряде случаев используется водяное охлаждение конденсатора. В этом случае конденсатор является пластинчатым, пластинчато-ребристым или теплообменником ‛труба в трубе“. Водяное охлаждение заметно уменьшает габариты конденсатора, а также позволяет реализовать рекуперацию тепла. Но полученная нагретая вода (около 40С) не является ценным продуктом, часто её просто отправляют на охлаждение в градирни, опять таки отдавая всё тепло окружающей среде. Таким образом, водяное охлаждение реально выгодно в случае наличия потребителя нагретой воды. В любом случае, чиллеры с водяным охлаждением дороже, чем с воздушным, а вся система в целом более сложна и в проектировании и в монтаже и в эксплуатации.
Традиционно для охлаждения конденсатора холодильных машин применяются
градирни, в которых вода, нагретая в конденсаторе, разбрызгивается через
форсунки в потоке движущегося наружного воздуха, и при непосредственном
контакте с воздухом охлаждается до температуры мокрого термометра наружного
воздуха, поступая затем в конденсатор. Это довольно громоздкое устройство,
требующее специального обслуживания, установки насоса и другого
вспомогательного оборудования. В последнее время применяются так называемые
«сухие» градирни или охладители конденсатора, которые представляют
поверхностный теплообменник
В первом случае водяной контур разомкнутый, во втором
По типу исполнения гидромодуля:
Со встроенным гидромодулем
Чиллеры такой конфигурации представляют собой моноблок, в
который включена
насосная группа и, как правило,
расширительный бак. Очевидно, что производители выпускают
стандартные гидромодули чаще всего двух
С выносным гидромодулем
Выносной гидромодуль используется,
По типу компрессора:
- Поршневые компрессора
- Ротационные компрессора
- Спиральные компрессора
- Винтовые компрессора
По типу вентиляторов конденсатора:
- Осевые вентиляторы
- Центробежные вентиляторы
Опции чиллеров
Фрикулинг — функция свободного
охлаждения. Практически незаменима для чиллеров, работающих и в
холодное время года. Возникает разумный вопрос, зачем использовать для
охлаждения парокомпрессионный цикл, если за бортом и без того холодно. Ответ
приходит сам
Тепловой насос — это режим работы чиллера ‛на
отопление“. Парокомпрессионный цикл работает несколько в иной
последовательности, испаритель и конденсатор меняются своими ролями и
теплоноситель не охлаждается, а нагревается. Кстати, заметим, что чиллер хоть и
холодильная машина, дающая трижды больше холода, чем потребляет, но он ещё
более эффективен в качестве
Плавный пуск компрессора — опция, позволяющая
избавиться от высоких пусковых токов, превышающих рабочие в
Типология чиллеровИсточником холода в водовоздушных системах
кондиционирования воздуха является
Номенклатурный ряд выпускаемых чиллеров в последние годы значительно обновился за счет широкого применения новых более эффективных типов компрессоров: спиральных, одновинтовых, двухвинтовых которые в диапазоне малых, средних и больших производительностей постепенно вытесняют поршневые компрессоры. Расширился ряд чиллеров со встроенным гидравлическим модулем, в том числе и с аккумулирующим баком.
Чаще используются в качестве испарителей пластинчатые и поверхностные теплообменники, что дало возможность уменьшить габариты агрегатов и их вес. В последнее время производители начали випускать чиллеры на экологически безопасных фреонах R407°C, R134a. В зависимости от способа охлаждения конденсатора чиллеры разделяются на чиллеры с воздушным охлаждением конденсатора и чиллеры с водяным охлаждением конденсатора. Наибольшее применение находят чиллеры с воздушным охлаждением конденсатора, когда теплота от конденсатора отводится воздухом, чаще наружным.
Этот способ отвода теплоты требует установки чиллера снаружи здания или применения специальных мероприятий, обеспечивающих такой способ охлаждения. Чиллеры с воздушным охлаждением конденсатора выпускаются в моноблочном исполнении, когда все элементы чиллера находятся в одном блоке, и чиллеры с выносным конденсатором, когда основной блок может устанавливаться в помещении, а конденсатор, охлаждаемый наружным воздухом, размещается вне здания, например на крыше или во дворе. Основной блок соединяется с воздушным конденсатором, установленным снаружи здания, медными фреонопроводами.
Чиллеры с осевыми вентиляторами
Чиллеры в моноблочном исполнении выпускаются с осевыми вентиляторами и с
центробежными вентиляторами. Осевые вентиляторы не могут работать на
вентиляционную сеть, поэтому чиллеры с осевыми вентиляторами должны
устанавливаться только снаружи здания, при этом ничто не должно мешать
поступлению воздуха в конденсатор и выбросу его вентиляторами. Чиллеры с
осевыми вентиляторами могут изготавливаться в различных вариантах исполнения:
Возможно исполнение чиллера с дополнительным способом регулирования
холодопроизводительности. При вариантах исполнения чиллеров 1,
При варианте
Требования по уровню звуковой мощности, создаваемой работающим чиллером с осевыми вентиляторами при установке за пределами здания могут быть не очень высокими, если отсутствуют особые требования по уровню шума в застройке, где это здание расположено. Если такие ограничения имеют место, необходимо выполнить расчет уровня звукового давления в помещении шума, излучаемого чиллером, и при необходимости применить чиллеры специальной конфигурации.
Чиллеры с центробежными вентиляторами
Чиллеры с центробежными вентиляторами предназначены для установки внутри здания. Основные требования к этим блокам: компактность и низкий уровень шума, связанные с установкой внутри помещения. В чиллерах данного типа используются центробежные вентиляторы с низкой скоростью вращения, большая часть типоразмеров малой и средней производительности имеет спиральный компрессор, отличающийся низким уровнем шума, в типоразмерах с герметичным поршневым компрессором он помещен в специальный звукоизолирующий кожух. Боковые панели корпуса таких чиллеров имеют звукопоглощающее покрытие изнутри, предусмотрена возможность наряду со стандартной конфигурацией ST, конфигурации SC с низким уровнем шума, где полугерметичный поршневой компрессор помещен в шумопоглощающий кожух и имеются гибкие вставки на нагнетательном и всасывающем трубопроводах холодильного контура.
При выборе данного типа чиллера и его размещении следует обеспечить свободный подвод охлаждающего воздуха к чиллеру и отвод воздуха, нагретого в конденсаторе. Это осуществляется с помощью всасывающих и нагнетательных воздуховодов, при этом образуется вентиляционная сеть, состоящая из центробежного вентилятора, воздухонагревателя (конденсатор чиллера), воздуховодов, заборной и выпускной вентиляционных жалюзийных решеток. Размеры последних подбираются на основе рекомендуемых скоростей движения воздуха в сечении решеток и воздуховодов.
Необходимо на основе аэродинамического расчета определить потери давления в вентиляционной сети. Потери давления в вентиляционной сети должны соответствовать давлению, развиваемому центробежным вентилятором, при значении расхода воздуха, охлаждающего конденсатор. Если давление центробежного вентилятора меньше, чем потери давления в вентиляционной сети, воз- можно применить более мощный электродвигатель к центробежному вентилятору по специальному заказу. Воздуховоды должны присоединяться к чиллеру при помощи гибких вставок, чтобы вибрация не передавалась на вентиляционную сеть.
Производительность чиллеров
В зависимости от производительности чиллеры комплектуются тремя типами компрессоров: спиральными компрессорами для малой (в последнее время произошло смещение в сторону средней) производительности, одновинтовыми компрессорами для средней и большой производительности двухвинтовыми компрессорами для средней производительности, герметичными поршневыми компрессорами для малой производительности и полугерметичными поршневыми компрессорами для средней производительности. Спиральные и винтовые компрессоры как более эффективные в определенном диапазоне производительности по сравнению с поршневыми заменяют постепенно последние. Чиллеры выпускаются в двух исполнениях: работающими только в режиме холодильной машины и работающими в двух режимах: холодильной машины и теплового. В чиллерах с воздушным охлаждением конденсатора, в которых предусмотрена работа в режиме теплового насоса, предусмотрено реверсирование холодильного цикла, в чиллерах с водяным охлаждением предусмотрено реверсирование по водяному контуру.Схема чиллера со встроеным гидравлическим модулемВ варианте исполнения в блок чиллера включены: циркуляционный насос на обратном трубопроводе, мембранный расширительный бак, предохранительный клапан для воды, спускной вентиль, узел заполнения водой, манометр, дифференциальное реле давления.
Энергосберегающие технологии в чиллерах
При разработке современного климатического оборудования особое значение уделяется проблеме энергосбережения. В Европе количество энергии, потребляемой оборудованием в течение годового цикла эксплуатации, является одним из основных критериев для принятия решения при рассмотрении предложений, представленных на тендер. На сегодняшний день существенным потенциалом для повышения энергоэффективности является разработка и создание климатической техники, способной как можно точнее покрывать график нагрузки при постоянно меняющихся условиях работы. Например, согласно исследованиям, проведенным фирмой Clivet, колебания средней величины нагрузки на систему кондиционирования в течение сезона составляют до 80%, в то время как работа на полную мощность необходима всего лишь несколько дней в году.
В то же время, суточный график тепловых избытков имеет также неравномерный
характер c явно выраженным максимумом. Традиционно в чиллерах мощностью 20–80
кВт устанавливают два одинаковых компрессора и делают два независимых
холодильных контура. В результате агрегат способен работать в двух режимах на
50% и 100% своей номинальной мощности. Новое поколение чиллеров с холодильной
мощностью от
У чиллеров нового поколения оба компрессора включены параллельно и работают на один холодильный контур, то есть имеют общий конденсатор и испаритель. Такая схема значительно увеличивает коэффициент преобразования энергии (КПЭ) холодильного контура при работе с неполной нагрузкой. Для таких чиллеров при 100% нагрузке и температуре наружного воздуха 25°С КПЭ = 4, а при работе на 37% КПЭ = 5. Учитывая то, что 50% времени чиллер работает с нагрузкой 37% это дает существенную экономию энергии.
Микропроцессорные контроллеры
Для эффективной реализации нового решения на чиллеры устанавливаются микропроцессорные контроллеры, которые позволяют:
- контролировать все рабочие параметры оборудования;
- регулировать установленное значение температуры воды на выходе из чиллера в соответствии с параметрами наружного воздуха, технологическими процессами или командами от централизованной системы управления (диспетчеризации);
- осуществлять выбор оптимального шага регулирования мощности;
- в случае реальной необходимости быстро и эффективно выполнять цикл размораживания (для моделей с тепловым насосом).
В результате автоматически происходит минимизация кратковременных включений
компрессора, оптимизация времени работы компрессоров и корректировка параметров
воды на выходе из чиллеров в соответствии с реальными потребностями. Как
показали проведенные испытания, в среднем, в течение суток происходит
всего
Среднегодовой КПЭ чиллера достигает 6, а экономия электроэнергии, при применении современных чиллеров вместо обычных, составляет 7,5 кВт•час на 1м2 площади обслуживаемого объекта за сезон, или 35%. Еще одно важное преимущество, которое дает применение новых чиллеров, состоит в том, что исчезает необходимость установки громоздких аккумулирующих баков, а встроенный в корпус чиллера циркуляционный насос позволяет обойтись без дополнительной насосной станции.
Как известно, для точности выполнения графика нагрузки чиллеров большое
значение имеет тип используемых компрессоров. Традиционно в чиллерах большой
мощности применялись поршневые или винтовые компрессоры. Поршневой компрессор
имеет большое количество движущихся частей и, как следствие, низкую
эффективность
Обслуживание подобных компрессоров трудоемко и требует высокой квалификации
персонала. В последние годы на рынке появились новые компрессора типа SCROLL,
которые лишены характерных недостатков поршневых и винтовых компрессоров.
Scroll-компрессоры обладают высокой энергетической эффективностью, низким
уровнем шума и вибраций и не нуждаются в обслуживании. Этот тип компрессоров
прост по конструкции, очень надежен и, вместе с тем, недорог. Однако,
производительность Scroll-компрессоров, как правило, не превышает
Применение в современных чиллерах множества небольших, но очень надежных компрессоров типа Scroll, а также нескольких холодильных контуров, позволило получить очень «маневренный» чиллер, который способен с высокой точностью выдавать требуемую холодильную мощность. Очевидно, что применение такого чиллера делает ненужным установку насосной станции, а широкий выбор встраиваемых в корпус чиллера насосов разной производительности решает все вопросы, связанные с циркуляцией охлажденной воды. Особо следует выделить очень маленькие пусковые токи нового оборудования. Ведь пуск небольших Scroll-компрессоров, имеющих низкое электропотребление, происходит поочередно, в соответствии с возрастанием нагрузки на агрегат.
У всех чиллеров последних поколений современная микропроцессорная система управления позволяет регулировать установленное значение температуры воды на выходе из чиллера в соответствии с параметрами наружного воздуха, технологическими процессами или командами от централизованной системы управления (диспетчеризации). С экономической точки зрения, использование большого числа Scroll-компрессоров и установка встроенного циркуляционного насоса вместо отдельной насосной станции оказывается более выгодным вариантом, чем применение дорогих, мощных и сложных полугерметичных компрессоров.
Преимущества и недостатки чиллеров
Преимущества
По сравнению со сплит-системами, в которых между холодильной машиной и
локальными узлами циркулирует газовый хладагент,
системы
- Масштабируемость. Количество фанкойлов (нагрузок) на центральную холодильную машину (чиллер) практически ограничено только её производительностью.
- Минимальный объём и площадь. Система кондиционирования крупного здания может содержать единственный чиллер, занимающий минимальный объём и площадь, сохраняется внешний вид фасада за счет отсутствия внешних блоков кондиционеров.
- Практически не ограниченное расстояние между чиллером и фанкойлами. Длина трасс может достигать сотен метров, так как при высокой теплоёмкости жидкого теплоносителя удельные потери на погонный метр трассы намного ниже, чем в системах с газовым хладагентом.
- Стоимость разводки. Для связи чиллеров и фанкойлов
используются обыкновенные водяные трубы, запорная арматура
и т. п. Балансировка водяных труб, то есть выравнивание давления и скорости потока воды между отдельными фанкойлами, существенно проще и дешевле, нежели в газонаполненных системах. - Безопасность. Потенциально летучие газы (газовый хладагент) сосредоточены в чиллере, устанавливаемом, как правило, на воздухе (на крыше или непосредственно на земле). Аварии трубной разводки внутри здания ограничены риском залива, который может быть уменьшен автоматической запорной арматурой.
Недостатки
-
Системы
чиллер-фанкойл , в строгом смысле, не являются системами вентиляции — они охлаждают воздух в каждом кондиционируемом помещении, но никак не влияют на циркуляцию воздуха. Поэтому для обеспечения воздухообмена системычиллер-фанкойл комбинируются с воздушными (крышными) системами кондиционирования, холодильные машины которых охлаждают наружный воздух и подают его в помещения по параллельной системе принудительной вентиляции. - Будучи более экономичными, чем крышные системы,
системы
чиллер-фанкойл безусловно проигрывают в экономичности VRV иVRF-системам. Однако стоимостьVRV-систем остаётся существенно выше, а их предельная производительность (объёмы охлаждаемых помещений) — ограничены (до нескольких тысяч кубометров). - Некоторые аспекты проектирования холодоснабжения
- Холодильная
машина — это габаритное (все три измерения заметно превышают метр, а длина может превзойти и 10м) и тяжелое (до15 тонн) оборудование. На практике это означает практически безоговорочную необходимость в применении разгрузочных рам для распределения массы чиллера на большую площадь с выбором допустимых точек опоры. Стандартные рамы далеко не всегда подходят для каждого конкретного случая, поэтому, чаще всего, требуется специальное проектирование. - Чиллер имеет в
составе
1–4 компрессора, 1–12 вентиляторов, 1–2 насоса, что вызывает целую гамму негативных вибраций, поэтому, установка чиллера непременно производится на виброопоры соответствующей несущей способности, а подсоединение всехтрубопроводов — через вибровставки соответствующего диаметра. - Как правило, подсоединительные диаметры трубопроводов у чиллера меньше, чем
магистральной трубы (чаще на один, иногда и на два типоразмера), поэтому
требуется переход. Рекомендуется непосредственно у чиллера установить
вибровставку и сразу
следом — переход.Из-за значительных гидравлических потерь удалять переход от агрегата не рекомендуется. - Во избежание засорения испарителя со стороны теплоносителя на входе в чиллер обязательным является установка фильтра.
- В случае встроенного гидромодуля, на выходе из чиллера обязательно наличие обратного клапана во избежание движения воды против проектного.
- Для регулирования прямого и обратного потоков рекомендуется перемычка между ними с регулятором перепада давления.
- Наконец, в документации на чиллер всегда следует обращать внимание, для какого теплоносителя приведены данные. Применение незамерзающего теплоносителя в среднем на 15-20% снижает эффективность работы системы холодоснабжения.